Диспраксия у детей

  • Комплексный подход к диагностике и лечению диспраксии у детей, включающий современные методики оценки моторных, речевых и когнитивных нарушений
  • Многопрофильная команда специалистов: неврологи, логопеды, дефектологи
  • Индивидуальные программы коррекции с учетом особенностей ребенка, сложности нарушения и степени сформированности моторных и речевых навыков

О заболевании

Диспраксия у детей – это нарушение, при котором формируются затруднения в планировании и выполнении произвольных движений. При данном типе нарушений, мышечная сила и тонус могут сохраняться в пределах нормы, однако возникает несогласованность действий, особенно при сложных моторных или речевых задачах. Нарушается способность точно воспроизводить последовательность движений, что затрудняет освоение многих бытовых, учебных и социальных навыков.

В раннем возрасте проявления диспраксии часто ассоциируется с неуклюжестью, трудностями при выполнении точных манипуляций, поздним развитием самостоятельной речи и сложностями в овладении повседневными навыками. В более старшем возрасте сохраняются затруднения в освоении письма, чтения, спортивных активностей, а также в построении сложных речевых конструкций.

Важно понимать, что диспраксия – это не следствие повреждения конкретной мышцы или сустава. Нарушение затрагивает процессы центральной регуляции, когда мозг не способен корректно составить и реализовать моторную программу. Это создает значительные трудности в освоении координированных движений и построении речи.

Виды, типы, стадии и классификация

Диспраксия у детей подразделяется на несколько типов в зависимости от преобладающих нарушений:

  • моторная. Проявляется выраженными трудностями при планировании и выполнении произвольных движений конечностей и туловища;
  • речевая (или артикуляционная) – связана с нарушением управления мышцами, ответственными за произношение звуков и построение речевых фраз;
  • графомоторная – характеризуется нарушениями тонкой моторики, затруднениями при письме, рисовании, работе с мелкими предметами;
  • идейная – затрудняется не только реализация, но и само формирование представления о последовательности необходимых движений.

По степени выраженности выделяют:

  • легкую форму. Отдельные трудности при освоении сложных двигательных навыков, но при этом сохраняется способность к самообслуживанию;
  • среднетяжелую форму. Более выраженные проблемы при освоении как речевых, так и моторных навыков. Возникают затруднения в учебной и бытовой деятельности;
  • тяжелую форму. Значительные нарушения координации, невозможность выполнения даже простых движений без посторонней помощи. Также как правило имеются выраженные проблемы в формировании речи.

Причины и факторы риска

Формирование диспраксии у детей связано с воздействием различных факторов, влияющих на развитие центральной нервной системы. Основными причинами считаются:

  • особенности внутриутробного развития, включая гипоксию, инфекции во время беременности и воздействие токсических веществ;
  • осложнения в родах: асфиксия, родовые травмы, преждевременные или стремительные роды;
  • недоношенность и низкая масса тела при рождении;
  • наследственная предрасположенность – у некоторых детей выявляется отягощенный семейный анамнез по когнитивным или двигательным нарушениям;
  • перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции или травмы центральной нервной системы;
  • дисфункции в работе отдельных зон мозга, ответственных за координацию движений, программирование действий и построение речи;
  • сопутствующие нарушения психического или интеллектуального развития, включая расстройства аутистического спектра.

Симптомы

Клинические проявления диспраксии зависят от степени выраженности нарушения и преобладания той или иной формы. Среди наиболее характерных симптомов выделяются:

  • неуклюжесть при ходьбе, частые падения, трудности при прыжках, беге, лазании;
  • затруднения при выполнении точных манипуляций – застегивании пуговиц, завязывании шнурков, работе с карандашом или столовыми приборами;
  • сложности в планировании и последовательности движений – проблемы при выполнении многошаговых действий, например, при одевании или приготовлении пищи;
  • замедленное формирование речи, трудности с произнесением сложных слов и предложений, нечеткая постановка звуков;
  • трудности в обучении письму, чтению, рисованию из-за слабой координации мелкой моторики;
  • повышенная утомляемость при выполнении моторных или речевых задач;
  • отсутствие уверенности в движении и избегание активных игр;
  • сложности в социальной адаптации и установлении контакта со сверстниками.

Раннее выявление подобных симптомов позволяет своевременно начать коррекцию и значительно улучшить прогноз.

Диагностика

Диспраксия требует комплексного и поэтапного обследования. Диагностика проводится с привлечением нескольких специалистов, что позволяет точно оценить характер и выраженность нарушения.

Основные этапы обследования включают:

  • неврологическое обследование. Оценка состояния центральной нервной системы, исключение органических двигательных параличей, неврологических и структурных аномалий;
  • логопедическое тестирование. Выявление речевых нарушений, включая трудности в произношении, артикуляционной координации, постановке звуков и построении речевых конструкций;
  • оценка моторных функций. Анализ общей и тонкой моторики, способности к координации движений и планированию сложных моторных задач;
  • психологическое и нейропсихологическое тестирование. Выявление нарушений познавательной сферы, внимания, памяти, пространственного восприятия и эмоционального фона;
  • исключение соматических и генетических заболеваний, которые могут сопровождаться двигательными нарушениями;
  • инструментальные методы. При необходимости проводятся МРТ для оценки структурных особенностей головного мозга.

Лечение

Коррекция диспраксии у детей требует длительной, комплексной и индивидуально подобранной программы, направленной на развитие недостаточно сформированных навыков.

Основные направления терапии включают:

  • занятия с логопедом. Проводится активная работа над улучшением речевых функций, постановкой звуков, развитием артикуляционной координации и формированием связной речи;
  • занятия по развитию моторики. Упражнения для координации общих и мелких движений, повышение точности и плавности моторных действий;
  • нейропсихологическая коррекция. Выполняется тренировка мозговых функций, участвующих в программировании и контроле движений;
  • физиотерапевтические методики. Стимуляция развития двигательных функций при помощи специализированных аппаратных технологий.

Важно подчеркнуть, что эффективность лечения напрямую зависит от регулярности занятий, их систематичности и профессионального сопровождения. Работа строится с учетом возраста ребенка, особенностей нарушения и степени сформированности навыков.

Осложнения

При отсутствии своевременной диагностики и системной коррекции, диспраксия может приводить к развитию стойких функциональных ограничений. Среди наиболее частых осложнений выделяются:

  • формирование выраженных нарушений письменной и устной речи, затрудняющих обучение и коммуникацию;
  • устойчивые трудности в выполнении сложных бытовых и учебных действий, требующих координации движений;
  • задержка общего психического и эмоционального развития вследствие низкой самооценки, неуверенности и страха неудачи;
  • социальная дезадаптация и затруднения в установлении контактов со сверстниками;
  • формирование вторичных психологических проблем: тревожных расстройств, нарушений поведения, депрессивных состояний.

Профилактика

Специфической профилактики диспраксии не существует, однако существует ряд мер, которые позволяют снизить риск развития нарушения и минимизировать его последствия при раннем выявлении:

  • полноценное внутриутробное развитие за счет контроля за течением беременности и профилактики внутриутробной гипоксии;
  • своевременная коррекция осложнений в родах и профессиональное наблюдение за новорожденным в перинатальный период;
  • регулярное диспансерное наблюдение в раннем возрасте с акцентом на оценку двигательных и речевых навыков;
  • раннее привлечение специалистов при выявлении первых признаков нарушения моторики, координации или речи;
  • организация развивающих занятий, стимулирующих общую и мелкую моторику, пространственное мышление и коммуникативные навыки.

Особое значение имеет настороженность родителей и врачей при выявлении ранних симптомов. Это позволяет своевременно начать комплексную коррекцию и существенно улучшить прогноз.

Интересный факт

Ученые отмечают, что при диспраксии у детей нарушается не только моторное планирование, но и своеобразно перестраиваются компенсаторные механизмы работы мозга. Исследования с применением функциональной МРТ показывают, что при попытке выполнить сложные координированные движения активируются атипичные зоны коры, которые в норме не задействуются у здоровых детей. Это свидетельствует о высокой пластичности мозга в детском возрасте и подтверждает значительный потенциал для успешной коррекции даже при выраженных формах нарушения.

Мнение эксперта

Работа с диспраксией требует не только стандартных методик, но и глубокого понимания индивидуальной нейрофизиологии каждого ребенка. Практика показывает, что одними только упражнениями для тренировки движений или речи добиться полноценного восстановления сложно. Особую роль играет формирование нейронных связей, отвечающих за программирование и контроль сложных действий. Одним из важных направлений становится включение мультисенсорных методик в процесс коррекции. Задействование различных анализаторных систем – зрительной, тактильной и слуховой позволяет активнее вовлекать центральную нервную систему в процесс обучения. Например, упражнения на балансировочных платформах в сочетании с речевыми заданиями дают более выраженный эффект, чем отдельная работа с двигательной или речевой функцией.

Преимущества лечения в ОН КЛИНИК

  • Комплексный мультидисциплинарный подход, объединяющий неврологов, логопедов, психологов, эрготерапевтов и специалистов по восстановлению речевых и двигательных функций.
  • Собственная диагностическая база для раннего и точного выявления диспраксии у детей и сопутствующих нарушений развития.
  • Индивидуальные программы реабилитации с учетом особенностей каждого ребенка и характера нарушения.
  • Постоянное сопровождение специалистов на всех этапах терапии, что обеспечивает высокую эффективность восстановления.

Список используемой литературы

  • Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна, Довганюк Мария Васильевна. "Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста" Специальное образование, no. 4, 2024, pp. 18-26.
  • Садовская Ю.Е., Ковязина М.С., Троицкая Н.Б., Блохин Б.М. "Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте" Лечебное дело, no. 2, 2021, pp. 79-86.
  • Воробьев Владислав Федорович, Пыж Сергей Викторович, Виноградова Людмила Николаевна, Варфоломеев Игорь Андреевич, Ершов Евгений Валентинович. "Теоретические аспекты реабилитации детей с неврологическим проблемами на основе биологической обратной связи" Вестник Череповецкого государственного университета, no. 6 (75), 2016, pp. 139-143.
  • Воробьев В.Ф.. "Оценка результативности реабилитации детей с нарушениями праксиса с помощью инструментальных методов" Новые исследования, no. 3 (52), 2017, pp. 51-62.
  • Заваденко Николай Николаевич, Печатникова Наталья Леонидовна, Симашкова Наталья Валентиновна, Заваденко Александра Николаевна, Орлова Ксения Алексеевна. "Неврологические нарушения у детей с аутизмом" Российский вестник перинатологии и педиатрии, vol. 60, no. 2, 2015, pp. 14-21.

Часто задаваемые вопросы

В каком возрасте можно заподозрить диспраксию у детей?

Первые признаки диспраксии могут проявляться уже в раннем дошкольном возрасте с 2-3 лет, когда становятся заметны трудности при освоении бытовых навыков, движений и формировании речи.

Можно ли полностью вылечить диспраксию?

Полностью устранить все проявления удается не всегда. Однако при своевременной и комплексной коррекции удается существенно компенсировать нарушения и обеспечить полноценную адаптацию в учебной и социальной сферах.

Отличается ли диспраксия от ДЦП?

Да, при диспраксии отсутствуют выраженные органические параличи и мышечные деформации, как при детском церебральном параличе. Основное нарушение при диспраксии – это проблема программирования и координации движений.

Как долго длится лечение диспраксии у детей?

Длительность терапии индивидуальна и зависит от выраженности нарушения. В большинстве случаев работа проводится на протяжении нескольких лет.

Какие специалисты занимаются коррекцией диспраксии?

В коррекции участвуют неврологи, логопеды, нейропсихологи и эрготерапевты.

Можно ли заниматься спортом ребенку с диспраксией?

Физическая активность важна, однако выбор видов спорта должен учитывать координационные особенности ребенка. Лучше отдавать предпочтение индивидуальным или адаптированным программам физического развития.

Автор статьи: Зам гл врача к.м.н. Резцова Е.М.

Услуги

Программы все программы